×
Меню сайта

Для вас, родители!

Памятка для родителей по оказанию психологической помощи детям и подросткам, находящимся в кризисном состоянии.

Внимание! С 13 по 18 декабря 2021 года проводится неделя родительской компетентности, программа мероприятия.

Памятка законным представителям по предупреждению самовольных уходов детей и действиях при их совершении

 

                Мы надеемся, что данные ролики будут вам полезны при воспитании ваших детей: 

 
                Уважаемые родители! Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка:

  1. Не сравнивайте его умения с умениями других детей.
  2. Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнить заданное упражнение.
  3. Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.
  4. Не пытайтесь выполнять за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.
  5. Поощряйте упорство и проявление характера достижении цели.
  6. Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.
  7. Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, его справочных материалов, правил и инструкций.
  8. Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашних заданий.
  9. Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.
  10. Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи, братьями и сестрами.
  11. Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашних заданий, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.
  12. Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.
  13. Если вы считаете, что ваш ребенок испытывает перегрузку по какому-либо из учебных предметов, обратитесь за разъяснением и помощью к учителю – предметнику или завучу.
  14. Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.
  15. Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашнего задания.

Первый раз в пятый класс

Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребёнка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность. Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни. Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребёнком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя. Пятикласснику уже не так интересна учёба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребёнка была возможность обсудить свои школьные дела, учёбу и отношения с друзьями в семье, с родителями. Если вас, что-то беспокоит в поведении ребёнка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом. Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребёнка.

Рекомендации родителям пятиклассников

Воодушевите ребёнка на рассказ о своих школьных делах.Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошёл твой день в школе?». Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребёнком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребёнок вам сообщает, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребёнка или его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребёнка не реже, чем раз в два месяца.Не связывайте оценки за успеваемость ребёнка со своей системой наказаний и поощрений. Ваш ребёнок должен оценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость – как наказание. Если у ребёнка учёба идёт хорошо, проявляйте чаще свою радость. Выражайте озабоченность, если у ребёнка не все хорошо в школе. Постарайтесь насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений они могут привести к эмоциональным проблемам. Помогайте ребёнку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Продемонстрируйте интерес к этим заданиям. Если ребёнок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их. Помогите ребёнку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.Выясните, что вообще интересует вашего ребёнка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребёнка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен фильм. Ищите любые возможности, чтобы ребёнок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в жизни ребёнка происходят изменения. Старайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере. Спокойствие домашней жизни поможет ребёнку более эффективно решать проблемы в школе.

Почему в 7 классе подростки не хотят учиться?

В 7 классе происходит смена ведущего вида деятельности с учебы на общение. В школу подростки ходят не учиться, а общаться.  Как же сформировать этот учебный мотив?  Учебная мотивация – это  желание учиться. Оно стойкое у тех, кто имеет четкую цель. Как правило, цель возникает в старших классах, где мотивы проявляются осознанно. Ребенок в старших классах уже знает, зачем надо учиться: получить специальность, хорошо зарабатывать. Но в подростковом возрасте такие знания не влияют на их поведение.. Вся информация о благах, которые сулит хорошая учеба, хранится в его памяти, он может успешно воспроизвести ее; но для ребенка это абстрактные знания, никак не сказывающиеся на его поступках. А как же радость получения новых знаний? Раньше многие вещи ребята действительно слышали первый раз на уроке. Сегодня же дети, приходящие в школу, обо всем хоть краем уха, да слышали. Школьный материал кажется им знакомым и не вызывает особого интереса. Как помочь ребенку? Как наладить взаимоотношения в такой сложный возрастной период?

Как установить контакт с ребенком?

  1. устранить все, что порождает конфликт;
  2. перестать читать нотации;
  3. не забывать хвалить, если ребенок заслужил это;
  4. нельзя возлагать больших надежд на исправление учебных дел;
  5. относиться сдержанно к школьным неудачам
  6. интересоваться, чем живет ваш ребенок;
  7. постепенно входить в жизнь ребенка, втягивать его в жизнь семьи;
  8. выбрать общее дело, которое вызывало бы интерес у школьника и было знакомо родителям;
  9. совместно планировать бюджет.

Как организовать помощь ребенку в учебе?

  • ежедневно проверять выполнение домашних заданий;
  • создавать атмосферу доброжелательного отношения к просьбам о помощи;
  • никогда не отказывать в помощи, откладывать все дела;
  • родители должны сами предлагать помощь;
  • помнить, что немедленных результатов не будет.

Особенности подросткового возраста.

  • неравномерность физического развития;
  • повышенная эмоциональная чувствительность, раздражительность, возбудимость;
  • развитие самосознания личности, концентрация на собственном Я, поиске смысла жизни (формирование самооценки).
  • чувство взрослости;
  • стремление к новизне, неустойчивость к интересам;
  • авторитет группы сверстников (меня поймут, я такой же, там можно все), углубление в дифференциацию дружеских связей (эмоциональный контакт);
  • интимно-личностное общение со сверстниками противоположного пола;
  • уважение к взрослому строится на партнерском, ровном отношении взрослого к подростку;
  • ведущая деятельность – общение со сверстниками и общественно-значимая деятельность;
  • учебная мотивация основана на интересе к конкретным предметам и отношении к учителям;
  • стремление добиться своего любым способом (даже если придется врать и манипулировать) у разных подростков по-разному и в разной степени выражено.

Часто возникающие противоречия.

  1. Требования взрослого к подростку – несоответствие этим требованиям самого взрослого.
  2. «Ты уже взрослый», «ты еще ребенок».
  3. Потребность в доверии – недоверие взрослых.
  4. Поиск смысла жизни, справедливости – отсутствие ответа на поставленный вопрос.
  5. Предъявляемые «рамки» – непрочность и бессмысленность «рамок».

Рекомендации для родителей:

  1. Лучше знать что, где, с кем, как и когда проводит время подросток(это не всегда может нравиться. Он в любом случае сделает так, как решил, только вы об этом не узнаете или узнаете позже от кого-то другого.
  2. Не забывайте вспоминать важные для вашей семьи правила, принятые всеми, которые подросток часто стремиться не выполнять. Из 10 раз могут сработать только 4, уйдет много сил и времени, но они этого стоят, скоро ему становиться взрослым и самостоятельным, а именно в эти моменты начинаешь вспоминать, что говорили делать в таких случаях родители.
  3. Создайте подростку коридор возможностей, объясните, что будет в случае, если он будет это выполнять, а что может произойти, если он не будет этого делать. Поставьте границы дозволенного в том. Что вы отдаете ему.
  4. Если подросток обращается с просьбой, важно его выслушать и принять совместное решение. Отношение родителей к просьбе в этот момент оценивается как отношение к самому подростку (тебе некогда меня выслушать, значит я тебе не важен).
  5. Иногда лучше лишний раз предложить свою помощь в некоторых вопросах, предупредить подростка быть осторожным (если есть в этом потребность), обозначить свое волнение, отрицательное или положительное отношение к его поступкам. Так он будет знать, что вам не все равно.
  6. Определите для себя, насколько предъявляемые вами требования действительно необходимы и целесообразны. Убедитесь в том, что они действительно прочные. Очень часто то, что важно и необходимо нам, может быть абсолютно не нужно и не интересно подростку («девочка должна быть послушной», «кому должна?» – спросит девочка и будет права.) Важно объяснять, почему надо делать так, а не иначе.
  7. Помните, что учебная мотивация есть только там, где интересно или получается. Если у подростка не получается что-то на протяжении длительного времени, чудо вряд ли произойдет. Скорее возникает отвращение, потому что это просто «надо», но не ему самому. Важно создать условия для достижения успеха.
  8. Родителем подростка быть очень сложно. Меняется и развивается не только подросток, но и вы сами. Правда, при всей сложности подросткового возраста им это делать легче, чем вам.

12 рискованных родительских сценариев

Проживая свои жизни, работая, общаясь, воспитывая детей мы имеет четкие представления о том, как правильно осуществлять эти виды деятельности. Иногда наши представления приносят нам пользу, иногда вред. Однако большинство из них, в любом случае, пришло к нам из детства. Э. Берн выделил 12 наиболее опасных родительских сценариев, которые мы предлагаем для изучения. Кроме того, мы приводим варианты мультфильмов и сказок, которые могут оказать корректирующее воздействие, если ребенку присущ этот сценарий.

Родительские сценарии

  1. Самый деструктивный сценарий, когда родители говорят ребёнку «Лучше бы тебя не было». Его начинает терзать комплекс вины. В какой-то момент ребёнок принимает решение «Надо бы освободить родителей от меня». Возникают суицидальные наклонности.
    (Госпожа метелица, Морозко)
  2. «Не будь самим собой». Родители внушают ребёнку «ты неправильный, ты какой-то не такой…». В результате, у ребёнка начинает формироваться сознание того, что он не такой как все. Ребёнок терзается чувством неполноценности и ставит между собой и окружающим миром невидимую стену. Возникает экзистенциальная депрессия – отсутствие жизненной энергии, отсутствие желаний.(Гадкий утенок)
  3. Ребёнку постоянно говорят «Уй ты мой сынулечка/доченька, я тебя для себя рожала, ты от меня никуда не уйдешь и т.д.» . Результат – полная инфантильность и отсутствие мотивации. Возникает боязнь чего-то нового, ведь под маминой юбкой тепло и уютно.
    (Варвара-краса, длинная коса (про инфантилизацию царского ребенка))
  4. 4-й сценарий – полная противоположность третьему сценарию, родители говорят «Не будь ребенком, будь взрослым и серьезным». Свободный ток жизненной энергии затухает.
  5. «Не делай, все-равно не так всё сделаешь, а потом за тебя переделывать». В результате в одном случае у ребенка начинает атрофироваться чувство инициативы, возникает уверенность в том, что он ни на что не годен, что все его начинания не приведут к желаемому результату. В другом же случае, формируется стратегия «Назло бабушке отморожу уши».
    (Неудачники, Буратино)
  6. «Не доверяй никому». Результатом является то, что ребенку трудно будет построить семью, как же можно доверять незнакомой девушке/юноше. У нее/него наверняка только одна цель – претендовать на жилплощадь.
    (Наследство волшебника Бахрана)
  7. «Как ты можешь себя так хорошо чувствовать, когда мать/отец страдают?». Часто подобные ситуации встречаются, когда у родителей какие-то проблемы, а ребенок хочет поделиться своей радостью.. Скорее всего в следующий раз, ребенок свои успехи будет держать при себе.
    (Чиполлино (сюжет про вишенку))
  8. «Не будь лидером». Здесь работает принцип «Не высовывайся, лучше не выделяться, не будь выскочкой…». Гасятся установки на лидерство, на новые идеи, надо быть таким как все.
    (Козленок, который умел считать до десяти)
  9. Когда родители говорят чаду «Ты не мой, ты совершенно на нас не похож…» у ребенка теряется чувство принадлежности. Повышается мнительность, снижается доверчивость.
    (Крокодил и птичка, Маугли)
  10. Ребенок познает мир, а ему говорят «Ишь какой умный, тебе ещё рано об этом думать…». В итоге возникает нежелание что-либо исследовать.
  11. Установка «Не чувствуй». Пример: Родители говорят «Мне холодно, поэтому одень свитер!». Прямой запрет на чувства, на ощущения. Ребенок начинает думать: «А зачем мне что-либо чувствовать? Всё равно чувства неправильные. Лучше я их в себе задавлю.».
    (Голый король)
  12. «Не делай успехов». Когда ребенок чего-то добивается сам, ему попадает по шапке. В итоге, ребенок решает, что нельзя быть успешным, радостным. А почему? А потому что родители в этот момент перестают меня любить.
    (Неудачники)

Презентация на тему "Адаптация первоклассников к началу школьного обучения" ../sotsialno_psihologicheskaya_sluzhba/osobennosti_6_7__let__dlya_rod_sobraniya.pptx