Меню сайта

 

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная. 

Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

Составляющие функциональной грамотности

1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

 2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.

 3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

 4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

 5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

 6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

 

Нормативные документы

Федеральный уровень

Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности".

Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности".

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности".

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.10.2023 № 03-1665 "О проведении комплекса мероприятий функциональной грамотности".

Письмо Министерства просвещения РФ от 26.10.2023 № 03-1706 "О направлении дополнительной информации по мероприятиям функциональной грамотности".

Региональный уровень

О проекте Банка России «Онлайн-уроки финансовой грамотности»

План мероприятий ЯО по формированию и оценке функциональной грамосности обучающихся на 2022-2023 учебный год

Приказ от 21.11.2022 №110/01-02"О проведении диагностики функциональной грамотности"

О проведении диагностических работ по формированию функц.грамотности в2023-2024 году

Приказ от 13.09.2023 № 193/01-04 "Об организации и проведении общероссийской и региональной оценки по модели PISA в 2023 году в Ярославской области"

Региональный план по ФГОС и ФГ на 2023-2024 учебный год

Муниципальный уровень

Приказ от 12.12.2023 №01-05/1208 "Об организации работы по реализации обновленных ФГОС, формированию и оценки функциональной грамостности в общеобразовательных организациях города Ярославля в 2024 году"

Приказ от 26.01.2022 №01-05/75"О внесении изменений в приказ депертамента образования мэрии города Ярославля"

Приказ от 11.11.2022 № 01-05/1088 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности в 2022/2023 учебном году"

Муниципальный план ФГОС на 2024 год

Школьный уровень

Отчет о реализации дорожной карты по формированию функциональной грамотности обучающихся МОУ «Средняя школа №3 имени Олега Васильевича Изотова» за 2022 – 2023 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ"

График проведения диагностических работ

Дорожная карта по формированию ФГ в 2024-2025 г

Дорожная карта по формированию ФГ в 2023-2024 г

Дорожная карта по формированию ФГ в 2022-2023 г

Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся

Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

Ссылка: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/index.php

Рекомендуемые электронные ресурсы для формирования функциональной грамотности

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»

http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php

Издательство «Просвещение»

https://media.prosv.ru/fg/

Банк тренировочных заданий по функциональной грамотности

  Открытые задания PISA

  Электронный банк заданий по функциональной грамотности  

Оценка по модели PISA-2023

  1. Оценка по модели PISA-2023
  2. Памятка для педагогов
  3. Памятка для родителей
  4. Памятка для обучающихся

Основные подходы к оценке функциональной грамотности обучающихся

  1. Глобальные компетенции
  2. Естественнонаучная грамотность
  3. Креативное мышление
  4. Финансовая грамотность
  5. Математическая грамотность
  6. Читательская грамотность
  7. Функциональная грамотность школьников как актуальный результат образования
Сайт больше не поддерживается и не обновляется. Вся информация, представленная на данном ресурсе, актуальна лишь в историческом контексте и может быть использована только для ознакомления. ×