Меню сайта

 

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная. 

Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

Составляющие функциональной грамотности

1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

 2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.

 3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

 4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

 5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

 6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

 

Нормативные документы

Федеральный уровень

Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности".

Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности".

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности".

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.10.2023 № 03-1665 "О проведении комплекса мероприятий функциональной грамотности".

Письмо Министерства просвещения РФ от 26.10.2023 № 03-1706 "О направлении дополнительной информации по мероприятиям функциональной грамотности".

Региональный уровень

План мероприятий ЯО по формированию и оценке функциональной грамосности обучающихся на 2022-2023 учебный год

Приказ от 21.11.2022 №110/01-02"О проведении диагностики функциональной грамотности"

О проведении диагностических работ по формированию функц.грамотности в2023-2024 году

Приказ от 13.09.2023 № 193/01-04 "Об организации и проведении общероссийской и региональной оценки по модели PISA в 2023 году в Ярославской области"

Региональный план по ФГОС и ФГ на 2023-2024 учебный год

Муниципальный уровень

Приказ от 12.12.2023 №01-05/1208 "Об организации работы по реализации обновленных ФГОС, формированию и оценки функциональной грамостности в общеобразовательных организациях города Ярославля в 2024 году"

Приказ от 26.01.2022 №01-05/75"О внесении изменений в приказ депертамента образования мэрии города Ярославля"

Приказ от 11.11.2022 № 01-05/1088 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности в 2022/2023 учебном году"

Муниципальный план ФГОС на 2024 год

Школьный уровень

Отчет о реализации дорожной карты по формированию функциональной грамотности обучающихся МОУ «Средняя школа №3 имени Олега Васильевича Изотова» за 2022 – 2023 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ"

График проведения диагностических работ

Дорожная карта по формированию ФГ в 2023-2024 г

Дорожная карта по формированию ФГ в 2022-2023 г

Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся

Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

Ссылка: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/index.php

Рекомендуемые электронные ресурсы для формирования функциональной грамотности

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»

http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php

Издательство «Просвещение»

https://media.prosv.ru/fg/

Банк тренировочных заданий по функциональной грамотности

  Открытые задания PISA

  Электронный банк заданий по функциональной грамотности  

Оценка по модели PISA-2023

  1. Оценка по модели PISA-2023
  2. Памятка для педагогов
  3. Памятка для родителей
  4. Памятка для обучающихся

Основные подходы к оценке функциональной грамотности обучающихся

  1. Глобальные компетенции
  2. Естественнонаучная грамотность
  3. Креативное мышление
  4. Финансовая грамотность
  5. Математическая грамотность
  6. Читательская грамотность
  7. Функциональная грамотность школьников как актуальный результат образования